Что такое ранее развитие?
Какие методики развития малыша существуют на данный момент.
Термин «раннее развитие» возник сравнительно недавно, но уже околдовал тысячи продвинутых мам и пап. В настоящее время существует несколько основных направлений, это методические разработки Николая Зайцева, методика Марии Монтессори, система личностного развития семьи Никитиных, методика обучения чтению, счету и получение энциклопедических знаний по Глену Доману, вальдорфская педагогика.
Методика Марии Монтессори.Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями.
Первая школа Монтессори была открыта в одном из кварталов Рима Сан-Лоренцо - Quartiere di San Lorenzo. Эта школа называлась Casa dei Bambini - «Дом ребенка» и располагалась она на Via dei Marsi n.58.
В Casa dei Bambini проводились занятия с детьми с нарушениями психического развития. Результаты работы Марии Монтессори и коллектива преподавателей были настолько впечатляющими, что к моменту поступления в школу эти дети по своему развитию в некоторых случаях даже превосходили своих обычных сверстников. Проделанная работа и ее эффективность впечатлила не только школьных педагогов и врачей, но и саму Марию Монтессори, которая писала по этому поводу: «... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году, стала первой женщиной-врачом в своей стране, много работала со слабоумными детьми. Заметив, что ее собственные методы отлично работают с отстающими детьми (в своем развитии они стали опережать психически здоровых), Мария задумалась о несовершенстве имеющейся системы образования. Сегодня метод Марии Монтессори — один из самых распространенных в мире. В группы Монтессори принимают практически с рождения. Группы формируются по наличию некоторых ключевых навыков: с 2 до 16 месяцев, с 16 месяцев до 3 лет, с 3 до 6 лет.
Основополагающий девиз методики Монтессори — «Помоги мне это сделать самому». У ребенка, настаивает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать окружающий мир.
Задача взрослого состоит лишь в том, чтобы:
создать развивающую среду,
выработать вместе с детьми несколько четких и простых правил,
наблюдать за учениками, не вмешиваясь в процесс.
Медицинское образование, полученное М. Монтессори (кстати, она была первой в Италии женщиной-врачом),позволило ей сделать заключение, что для психического развития ребенка необходимо развить прежде всего его моторику и сенсорику, а также обучить навыкам письма, счета и чтения.
Мария Монтессори рассматривала каждого ребенка как личность, причем личность уникальную. В этом принципиальное отличие методики Монтессори от большинства других педагогических методик. Основным принципом методики Монтессори является саморазвитие ребенка, основанное на самообучении и самовоспитании. Преподавателю отводиться роль наблюдателя и организатора среды, где происходит обучение, он может помочь в чем-то ребенку, если у него возникнут какие-либо затруднения. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее восприимчивые) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения, обучение которых отличается от обучения обычных детей.
Современные исследования в сфере детской психологии подтвердили предположения Марии Монтессори в отношении сенситивных периодов восприятия окружающего мира. Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.
Занятия по методике Монтессори проводятся в детьми, достигшими 3-х летнего возраста, в группах от 15 до 20 человек. Обычно выделяют группы детей 3-6 летнего возраста и 6-12 летнего. Сама основоположница этой педагогической методики, Мария Монтессори подметила, что сами дети помогают друг другу в обучении намного эффективнее, чем взрослые.
Учителя проходят специальный курс обучения и во время занятий не сидят за столом, как это принято в классической педагогике, а занимается с детьми индивидуально. Дети занимаются самостоятельно и вмешательство педагога происходит лишь в том случае, когда ребенку необходима какая-либо помощь.
Развитие детей происходит по таким направлениям, как развитие органов чувств (сенсорика), навыки практической жизни, изучение языка, математики, естественных наук - физики, химии, биологии, географии (т.н. космическое воспитание). Во многих школах, использующих методику Монтессори, изучают иностранные языки, музыку, танцы, искусство.
Помещение, где происходят занятие, разделено на несколько зон, в каждой из которых ребенок учиться бытовым навыкам, рисованию, развивает моторику и т.д. Зону для занятий ребенок выбирает самостоятельно и занимается в том ритме и с такой нагрузкой, какие он выбирает сам, ни о каком соревновании речи не идет.
Для занятий используются дидактические материалы, изготовленные из натуральных материалов и в своем роде уникальные, большинство из них отбирались на протяжении уже более ста лет и те, которые детям не нравятся, постепенно отбраковывались
Заповеди Марии Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
В начале урока учитель дает некий образец работы с предметом. А далее уходить в тень, предоставляя ребенку полную свободу. Таким образом, находясь в рамках установленного взрослыми порядка, ребенок развивается только в собственном ритме и темпе, сообразно с индивидуальными потребностями. Пособия и приспособления всегда доступны. Он пользуется тем, что ему в данный момент необходимо, приобретая, с одной стороны, навыки самостоятельности, с другой — развивая чувство ответственности за свою деятельность.
Основная направленность обучения — развитие мелкой моторики и формирование прикладных навыков. Переливание воды, перебирание крупы, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Элементы этой методики с большим успехом могут применяться и в домашних условиях.
Вальдорфская педагогика или самая философская методика.Первая вальдорфская школа возникла в Германии в 1919 году для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда и название — «вальдорфская»). Ее основатель — Рудольф Штайнер — стоял у истоков антропософии, одного из новых философских течений начала XX века, основанного на принципе изучения духовной природы человека как источника познания всех других природных явлений.
Основная идея вальдорфской педагогики состоит в том, что образование должно нести гармонию и полноценно развивать все стороны личности — интеллектуальную, эмоциональную, социальную, духовную и физическую.
Традиционная система, по мнению Штайнера, грешит тем, что торопит интеллектуальное развитие и тормозит творческое и духовное. Поэтому не математика, чтение и письмо становятся первыми и главными предметами в вальдорфских садах и школах, а театр, обучение ремеслам, эвритмия (особая система ритмических упражнений под музыку), «рисование форм», игра на народных инструментах. Материалы, которыми пользуется ребенок, по возможности, должны быть только натуральными — это дерево, камень, вода и т. д. Каждое новое знание должно быть эмоционально пережито, прочувствовано.
Телевизор, компьютер, магнитофон строго запрещены. Должен быть только человеческий контакт и естественные реакции.
Эта методика существует как бы «сама в себе», то есть в современный ритм жизни абсолютно не вписывается.
Николай Зайцев и его методика.Николай Александрович Зайцев — учитель с более чем 40-летним стажем. В его педагогическом прошлом — и школа, и детский сад, и интернат для умственно отсталых, и колония для малолетних преступников. Он учил русскому языку и детей, и взрослых. На основе своего многолетнего опыта создал собственную систему обучения. Методика Зайцева — это особый подход к ребенку и особый подход к материалу. Сначала он радикальным образом систематизирует информацию, а затем не дробит ее, а «вываливает» на ребенка все и сразу. Самая известная его программа — «Кубики Зайцева». Так, при обучении чтению ребенок получает в свое распоряжение сразу все «склады» русского языка. «Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, — это комбинации из пар «согласный + гласный», — объясняет Зайцев. — За согласным обязательно следует гласный звук.
Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили «ъ» в конце существительных, оканчивающихся на согласный». Зайцев подсчитал все возможные в русском языке комбинации и разместил их на привычных для детского глаза кубиках. Николай Александрович убежден, что благодаря этому в голове ребенка сразу правильно складываются связи и взаимоотношения между складами, он имеет возможность двигаться вперед в индивидуальном ритме, видя перед собой весь путь, который должен преодолеть. Что можно делать с этими «складами»? Просто играть. Пропевать в определенной последовательности, искать вместе с мамой, составлять из кубиков слова. Просто смотреть на них и запоминать. А когда придет время, воспользоваться этим знанием, то есть прочитать слово, предложение, текст.
Пособия Зайцева — это не только обучение чтению и счету. Есть и такие пособия: «Дорожные знаки», «Любимые картины», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Вообще, для Зайцева раннее развитие не самоцель.
Он предлагает только технологию. А в каком возрасте ею воспользуется ребенок, решать только родителям. На что нужно обратить внимание родителям, заинтересовавшимся этой методикой? Ну, во-первых, пособия эти недешевы. Более доступный вариант — из серии «Сделай сам» — требует огромного количества времени на изготовление. Опыт знакомых показывает, что, склеивая кубики, родители так «наиграются», что никаких сил на обучение малыша уже не остается. Правда, самые работоспособные из них утверждают, что усилия оправдываются, а методика, действительно, работает.
Методика обучения чтению, счету и получение энциклопедических знаний по Глену Доману.Методика Глена Домана с момента ее появления вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, продолжающуюся до сих пор.
Два постулата, на которых держится методика Домана:
· «Мозг растет и развивается лишь тогда, когда он работает»;
· «Мозг ребенка запрограммирован на обучение, до шести лет обучение дается ребенку легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации».
Суть его методики состоит в том, что буквально с рождения ребенку показывают карточки с «битами информации». Для обучения чтению — карточки со словами. «Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, — объясняет Доман, — зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «м»».
Для обучения математике используются карточки, в которых цифра (тоже абстрактное понятие) заменена множеством точек. Вся информация выдается порциями, по часам и особенному режиму.
Методика Домана дала определенные результаты при работе с больными детьми. Детьми с поражением головного мозга, но у которых была сохранена способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. У здорового же ребенка функционируют все пять органов чувств. Перегружая один из них, мы не даем работы для остальных. А уж ни о какой целостности восприятия не может быть и речи. Мы, конечно, можем познакомить ребенка со словом «елка», показав карточку, а можем выйти на улицу, подойти к елочке, потрогать кору, понюхать хвою, послушать, как от ветра с глухим звуком падают шишки на твердую землю, лизнуть острую иголочку, наконец.
У Домана малыш является всего лишь объектом обучения. Он запоминает информацию для того, чтобы ее потом воспроизвести. Никакого творчества, никакой загадки для пытливого ума. Голая репродукция. В школьные и студенческие годы мы называли это зубрежкой.
И, наконец, главный вопрос. «Прежде чем ребенку исполнится 6 лет, — пишет Доман, — его легко сделать гением». ЗАЧЕМ? «Если вы организуете систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний, ваш ребенок достигнет 6-летнего уровня в 4 года, а его IQ будет равен 150». ЗАЧЕМ? «Если вы будете руководствоваться данной методикой, он достигнет такого результата в 3 года, а его
IQ будет 200 и выше». ЗАЧЕМ? Все равно к 20 годам он станет обычным среднестатистическим взрослым. Ну, разве что сможет выиграть главный приз игры «Кто хочет стать миллионером».
Методика развития личности семьи Никитиных.Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович Никитин сформулировал так: «Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать — и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс — НУВЭРС». НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей — ключевое слово методики Никитиных.
Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Самое главное — этот интерес не пропустить. Например, если в год ребенок интересуется буквами — нужно их ему дать. Так произошло в нашей семье. В итоге к полутора годам сын знал все буквы, без каких бы то ни было усилий (и даже желаний) с нашей стороны. У Никитиных — это еще и раннее ползанье, раннее хождение, раннее плаванье.
Неограниченное движение — основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Манежи, коляски, ходунки лишь мешают развитию — свободное пространство и спортивный комплекс только помогают.
Второе условие — не делать «за» своего малыша то, что он может сделать сам. Каждый самостоятельный шаг — творческий выбор. С каждым шагом ребенок продвигается в своем творческом развитии. Только, в отличие от метода Марии Монтессори, взрослый не показывает ребенку алгоритм решения задачи — малыш делает все сам от начала и до конца. А вот порадоваться вместе с малышом его успехам — это пожалуйста!
Пособия, созданные Никитиными, обычно пользуются большим успехом у малышей и их родителей.
Просмотров 1361
Обновлено 09.09.2018