Фирма не указала E-mail
Это моя фирма
Дисграфия (нарушение письма) очень часто встречается у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения.
Ошибки дисграфиков кажутся нелепыми, и списываются на личностные качества учеников: неумение слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико- фонематических и лексико- грамматических сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв – «трва», перестановки букв - «тко», выпадение слогов – «кокродил», недописывание букв или слогов «о»- обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не различает фонемы родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв «ожик», «сапля». Некоторые учащиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова.
Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку «столпы» и т.д. Много ошибок в написании предлогов и приставок.
Отставание в развитии лексико-грамматичекой стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, не ставят точку в конце предложения, забывают писать заглавную букву.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что дети не умеют писать сочинения и изложения.
Основная коррекционная работа направлена на усвоение и применения учащимися грамматических правил, и закрепление материала данного учителем.
Если логопед ведет работу по дифференциации звонких и глухих согласных параллельно включается в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, дает понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей умению слушать ударную гласную, обращается внимание на ударные и безударные гласные. Для лучшего понятия этой темы необходимо вспомнить «Состав слова», «Родственные слова».
Логопед на своих занятиях воспитывает у детей языковое чутье.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса.
Материал подготовила
Перекрестова Е.С., учитель-логопед
МБОУ ЦДК «Детство» г.Краснодара